Блюз-рок
Блюз-рок — музыкальный жанр, разновидность рок-музыки, объединяющий элементы блюза
и рок-н-ролла, с особым акцентированием роли электрогитары. Появление блюз-рока относят к середине 1960-х годов,
в работах таких групп как «Крим»
и «Роллинг стоунз», экспериментировавших с музыкой
ранних блюзменов Элмора Джеймса, Хаулина Вулфа, Мадди Уотерса и других.
Описание
Для блюз-рока
характерно наличие блюзовой импровизации, применение 12-ти тактовой блюзовой гармонии, ритмического
рисунка «буги», акцентирование
электрогитарного звука и особенностей техники, а также зачастую основанное на риффах
звучание, более тяжелое, чем в традиционном чикагском блюзе. Также
блюз-рок часто играется с более быстрым темпом, что также отличает этот жанр от
блюза.
Основные
инструменты в блюз-роке — это электрогитара, бас-гитара и ударная установка. Вокал
также играет ключевую роль, хотя и не всегда: существует множество инструментальных
блюз-роковых композиций. Изредка применяются клавишные инструменты, такие как синтезатор, пианино или орган. Гитарный звук подвергается искажению, в отличие от традиционного блюза, в
котором используется акустическая гитара. Нередко применение двух
гитар, одна для аккомпанемента, другая для мелодической партии.
История
Несмотря на то,
что рок и блюз исторически всегда были тесно связаны, выделение блюз-рока в
отдельный музыкальный жанр относится только к концу 1960-х годов.
Изначально жанр появился в Англии, где музыканты вроде Алексиса Корнера и Джона Майала создавали группы,
выступавшие в качестве тренировочных плошадок для будущих звёзд жанра, таких
как «Фри», «Савой браун», ранние составы «Флитвуд Мак». В то же время к пионерам блюз-рока относятся и американские музыканты вроде Джонни Винтера, Пола Баттерфилда и группы «Каннед хит».
Революционно
электрическое исполнение блюза Джими Хендриксом (участником многих американских ритм-энд-блюзовых и соул
групп в начале 1960-х
годов) и его трио «Джими Хендрикс экспириенс»
и «Бэнд оф джипсис» имело
широкое и долговременное влияние на развитие блюз-рока, в особенности для гитаристов.
Другой гитарист
имеющий сильное влияние на этот жанр — Эрик Клэптон. Его работы в 1960-х и 1970-х годах с
Джоном Майалом и группой «Блюзбрэйкерс», группой «The
Yardbirds», в супергруппах «Блайнд Фэйт», «Крим»,
«Дерек и доминос», а также
протяжённая сольная карьера очень много значили для признания блюз-рока
самостоятельным жанром.
В конце 1960-х годов
еще один бывший участник группы «The Yardbirds» Джефф Бек со своей группой «Группа Джеффа Бека»,
ставшей популярной в США и Англии, привнёс в блюз-рок более тяжелое звучание хард-рока. Третий воспитанник группы «The Yardbirds»
гитарист Джимми Пейдж создал группу «New-Yardbirds», которая вскоре
сменила название на «Led Zeppelin». В течение первой половины 1970-х годов
группа «Led Zeppelin» доминировала на мировой блюз-роковой сцене. Другие
блюз-роковые музыканты, имевшие влияние на блюз-роковую сцену Англии в 1970-х годах,
включали Рори Галахера и Робина Тровера. |