Джаз-рок
Джаз-фьюжн (или джаз-рок фьюжн, рок-фьюжн или фьюжн;
англ. fusion — сплав) — музыкальный жанр, соединяющий в себе элементы джаза
и музыки других стилей, обычно поп, рок, фолк,
регги, фанк,
метал, R&B,
хип-хоп, электронная музыка и этническая музыка. Альбомы фьюжн, даже сделанные
одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей.
В конце 1960-х
джазмены стали смешивать различные формы и импровизационные техники джаза с
электрическими инструментами рока и ритмами соула
и ритм-энд-блюза. В это же время некоторые рок-музыканты стали добавлять
джазовые элементы в свою музыку. 1970-е стали
десятилетием наибольшего развития фьюжна, хотя стиль хорошо представлен и в
более поздние времена. Будучи скорее систематизированным музыкальным стилем,
фьюжн может быть рассмотрен как музыкальная традиция или подход. Некоторая прогрессив-рок музыка также считается фьюжном.
Фьюжн-музыка
обычно инструментальна, часто со сложными тактовыми размерами, метром, ритмом
и удлинёнными композициями, содержащими импровизации. Многие выдающиеся
фьюжн-музыканты узнаваемы по высокому уровню техники, сочетающемуся со сложными
композициями и музыкальными импровизациями в метрах, редко встречающихся в
других западных музыкальных формах.
Фьюжн-музыка
обычно получает мало эфирного времени на радио в США,
вероятно, из-за её сложности, отсутствия вокала и длинных композиций. Европейское радио более дружественно к фьюжн-музыке, также в Японии и Южной Америке присутствует значительное количество
поклонников этого стиля музыки. Некоторые интернет-радиостанции представляют
фьюжн, включая отдельные каналы таких сервисов, как AOL Radio и Yahoo!
Launchcast.
Истоки фьюжена
В середине 1960-х Джулиан
Аддерлей (Julian «Cannonball» Adderley) стал исполнять музыку, сочетающую
джаз и поп. В конце 1960-х Майлз Дэвис и The Tony Williams
Lifetime использовали такие инструменты, как электрогитара, бас-гитара и электро-фортепиано, для создания музыки,
сочетающей джаз с роком и другими жанрами. Позже Херби Хэнкок (Herbie
Hancock), Джо Завинул, Ян Хаммер (Jan Hammer) и Чик Кориа (Chick Corea)
стали применять синтезаторы.
Джазовые музыканты
следовали достижениям поп-музыки и тоже начали использовать улучшенный монтаж
на современных студиях звукозаписи, многодорожечную запись и электронные
эффекты к дополнению к композициям или импровизациям. Например, альбомы трубача
Майлза Дэвиса In a Silent Way (1969) и Bitches
Brew (1970) включают длинные (более 20 минут) композиции, которые никогда
не записывались непосредственно музыкантами в студии, а музыкальный темы
различной длины отбирались из записанных импровизаций и монтировались в единое
целое. Это считается краеугольным камнем записей этого жанра.
Многие
рок-музыканты стали независимо приближаться к джазовым формам в середине
1960-х. The
Byrds в декабре 1965
года записали первую версию «Eight Miles High», инновационного сингла,
подражающего стилю классического квартета Джона Колтрейна. В 1966
году Пол Баттерфилд (Paul Butterfield) и Майк Блумфилд (Mike
Bloomfield) записали длинную импровизационную пьесу «East-West».
Другие
рок-музыканты также исполняли и записывали рок-песни, включающие расширенные импровизации,
длинные, состоящие из нескольких частей композиции. Например, Джимми Хендрикс, The Allman Brothers
Band в США и King Crimson, Soft
Machine, Yes
(которые исполнили «I See You» The Byrds в фьюжн-стиле) и Cream в
Великобритании. Фрэнк Заппа выпустил свой первый джаз-рок альбом, Hot Rats, в 1969
году. Он продолжал иногда записывать фьюжн-музыку в течение своей карьеры
(например, Waka/Jawaka и The Grand Wazoo), став
значимым представителем жанра.
Некоторые
известные джаз-рок группы также имели значительный успех в конце 1960-х и
начале 1970-х, включая американские Blood, Sweat &
Tears, Chicago, Steely Dan, Chase, Dreams, и британские Traffic, Colosseum и If.
Расцвет жанра:
1970-е гг.
В конце 60-х —
начале 70-х гг. джаз-рок развивался параллельно с другим «усложнённым» направлением
рок-музыки — арт-роком. Степень музыкальной экспрессии и множество
исполнительских приемов были взяты из рок-музыки. За счет смешения
исполнительских приёмов рока и экспрессии, экспериментальности джаза
группам удалось добиться расширения спектра передаваемых ощущений. Одним из
первых стал экспериментировать в этом направлении Фрэнк Заппа.
Некоторые группы (Blood, Sweat and Tears,
Chicago и другие) взяли за основу звучание биг-бендов, ритм-энд-блюз и различные направления рок-музыки.
Другие группы, опираясь на фри-джаз
стали больше экспериментировать с электрическим звучанием инструментов,
различными направлениями музыки, усложнять мелодию, ритм. Джаз-фьюжн постепенно
становился настолько близок к прог-року, что часто одни и те же группы
причисляют сразу к обоим направлениям. Группы фьюжна уделяли много внимания
импровизации, оттачивали исполнительскую технику, доводя её до виртуозности.
Самыми значительными командами, принятыми не только джаз-, но и рок-аудиторией,
считаются группы Mahavishnu Orchestra, Weather
Report, Return To Forever, Brand X.
|